top-image
Главная » Библиотека » Материалы конференций » "Молодой специалист XXI века: выпускник 2009"

"Молодой специалист XXI века: выпускник 2009"

Тезисы для конференции в МГУ 4-5 июня

"Молодой специалист XXI века: выпускник 2009"

Адаптация выпускников к реалиям бизнеса

 на примере отрасли ИТ-технологий 

 

  1. Актуальность вопроса: несоответствие уровня выпускаемых специалистов ИТ потребностям бизнеса

Несмотря на увеличение количества свободных специалистов на рынке труда все еще ощущается нехватка качественных кадров как в области ИТ (технические специалисты, продавцы, менеджеры), так и в области проектирования промышленных комплексов и систем. При этом качество имеющихся специалистов, выпускников вузов далеко не всегда соответствует требованиям, это ощущаем мы и наши коллеги по рынку.

Так по заявлению компании Cisco «..в настоящее время наблюдается снижение числа квалифицированных ИТ-кадров: в 2008  году их дефицит в Европе составит порядка 500 тысяч человек, но максимального значения эта цифра достигнет к 2015 году. Уже сейчас в большинстве стран дефицит квалифицированных специалистов составляет более 14%.»

Так же, по словам Ярослава Кузьминова, ректора ГУ ВШЭ – «У нас вместе с учащимися техникумов 620 студентов на 10 000 человек населения. Это первое место в мире. Но настораживают некоторые особенности, которые редко встретишь в другой стране. Во-первых, 50% — заочники, чье образование заведомо хуже, чем у очников. Во-вторых, 25-30% вузов дают псевдообразование. То есть выпускники не имеют даже базовых компетенций своей специальности ...» (Ведомости 29.10.08).

Источниками данной проблемы является сама система современного образования, базирующаяся на наработках хорошей советской школы, но школы середины прошлого века. Особенно это остро ощущается в динамично развивающихся отраслях, таких как ИТ и инжиниринг.

 

  1. Постановка задачи и варианты ее решения

Итак, проблема формирования управленческого кадрового резерва характерна для любой развивающейся IT компании и решением ее может быть создание системы формирования кадрового резерва.

В идеальном случае такая система призвана готовить специалистов, которые должны:

-        иметь опыт работы в команде, а так же опыт управления;

-        обладать теоретическими знаниями и практическими навыками по предмету своей деятельности и смежным специальностям;

-        иметь опыт работы с современными инструментами и средствами повышения эффективности труда (информационные системы);

-        быть полностью социализированными, знать и принимать ценности и миссию компании – работодателя;

-        быть мотивированными на достижение результата, развитие и рост.

 

Одним из этапов реализации данной системы формирования кадров может быть увеличение числа партнерских подразделений – Корпоративных Университетов, организованных совместно государственными высшими учебными заведениями и компаниями – практиками. Основной целью данных университетов является подготовка адаптированных реалиям бизнеса кадров, включающего следующие компоненты:

 

  • Обучающее подразделение – синергия классических теоретических знаний и практического опыта;
  • Организация учебно-ознакомительной и производственной практики на реально существующих предприятиях;
  • Создание условий для погружения будущего выпускника в реалии бизнеса, помощь в адаптации;
  • Возможность корректировки программ обучения выпускника под свои потребности конкретной компании – будущего работодателя;
  • Подразделение стажировки и трудоустройства, площадка для реализации инновационных проектов

Положительной тенденцией является то, что подобные университеты начинают активно создаваться. Но, к сожалению, опыта в данной сфере пока не достаточно. Любая инициатива со стороны бизнеса зачастую быстро затухает из-за возникающих трудностей:

- возможна ли государственная поддержка данного партнерства?

- к кому обращаться?

- с чего начинать?

- кто окажет профессиональные консультации: юристы, экономисты – где профессионалы в области создания Корпоративных Университетов?

- почему отсутствует желание со стороны государственных Вузов;

- возможно ли сделать более гибкие учебные планы и графики?

Пока вопросов больше чем ответов. Конечно они все решаемые – но заново изобретать велосипед просто нет времени. Академия информационных систем выступает с инициативой создания Ассоциации Корпоративных Университетов – целью которой будет синергии накопленного потенциала и знаний, а также помощь вновь создаваемым корпоративным университетам.

 

3. Первый положительный опыт

Успешно прошли переговоры руководителей  Академии информационных систем, дочерней компании крупнейшего в России системного интегратора «Стинс Коман» и  кафедры Инновационного менеджмента Государственного университета управления – одного из ведущих вузов в области управленческого образования.

Разработана программа адаптации выпускников кафедры к работе в Группе Компаний «Стинс Коман»

  • Обучающее подразделение – Государственный Университет Управления и НОУ «АИС»;
  • Подразделение стажировки и трудоустройства - Компании холдинга «Стинс Коман», а так же партнеры холдинга, кадровое агентство «Бизнес Дебют»
  • Площадка для реализации инновационных проектов - Бизнес Инкубатор компании «Стинс Коман»;

«Академией информационных систем» разработана программа стажировки для студентов 3-4 курсов, включающая систему адаптации стажера, программу наставничества и обучения действием. По данной программе уже успешно проходит стажировку 5 человек, в августе планируется следующие 5 человек.

Таким образом, в результате развития и реализации данного проекта произойдёт переориентации выпускника для нужды рынка и бизнеса, что в конечном итоге позволит:

  • Выпускникам - быть востребованными на рынке за счет обучения в престижном ВУЗе по современной программе, ориентированной на текущие нужды рынка и бизнеса;
  • Бизнесу - принимать подготовленных специалистов высокого уровня.
  • Государству - воспитывать высокоэффективных членов общества, способствующих развитию экономики государства, повышению ее стабильности и конкурентоспособности.

 

Ректор АИС Малинин Ю.В.

Проректор АИС Тимашпольская О.В.