Top.Mail.Ru

академия информационных систем

Версия для слабовидящих

06 декабря 2017    804

На сегодняшний день на разной стадии готовности находится три законодательные инициативы по противодействию фроду. Об этом рассказал Артем Сычев, заместитель начальника Главного управления безопасности и защиты информации (ГУБиЗИ) Банка России, выступая на пленарном заседании VIII международного форума по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia 2017.

Как подчеркнул Артем Сычев, «мы очень долго говорили о необходимости внесения изменений с точки зрения законодательства. К сожалению, мы, как регулятор, федеральный орган, говорим, а со стороны финансового сообщества желания что-либо делать особо не проявлялось».

Инициатива по закреплению обязанностей кредитной организации иметь и организовывать антифрод сегодня уже находится на рассмотрении Госдумы и готова к первому чтению в январе 2018 года. Как отметил А. Сычев,  принятие данного законопроекта создаст для мошенников максимальные неудобства. Как известно, деньги перемещаются из одного банка в другой, и если у одного банка есть антифрод, а у другого нет — злоумышленник идет туда, где антифрода нет. Поэтому этот закон принимается для того, чтобы в стране был более менее единый ландшафт деятельности по антифроду в финансовой деятельности. Ряд банков принял активное участие в его создании.

Еще одна законодательная инициатива касается не менее наболевшей проблемы — сайтов, которые предоставляют якобы финансовые услуги, а по сути являются фишинговыми ресурсами. А. Сычев отметил, что основная проблема заключается в том, что большая их часть находится за пределами доменных зон, находящихся в юрисдикции РФ. Их блокировка, формирование условий, когда они не будут доступны обычным гражданам в обычном режиме представляет собой серьезную проблему. Такой законопроект подготовлен и находится на согласовании в Минсвязи.

Замначальника ФинЦЕРТ подчеркнул, что есть определенные разногласия, поскольку действующий закон предполагает две процедуры — либо до судебные, либо вне судебные. Технически они отличаются некоторыми юридическими особенностями, но по сути должны дать один и тот же эффект — создать условия, когда злоумышленникам будет невыгодно работать на территории РФ и они уйдут в другие юрисдикции.

Третья законотворческая инициатива практического характера относится к реальной деятельности антифрод-решений, которые работают в большинстве крупных банков. Речь идет об обмене информацией с телекомоператорами о замене клиентами SIM-карты. Те, кто сталкивался с реальными кейсами, когда клиент теряет деньги из-за того, что кто-то без его ведома поменял SIM-карту, прекрасно понимает, что такой закон нужен, — отметил А. Сычев. Однако регулятор в процессе подготовки этого законопроекта не увидел в банковском сообществе единства. С одной стороны никто не говорит, что такой закон не нужен, с другой по каким-то причинам каждый пытается решать свой интерес, не понимая, что не имея единого фронта с телеком-операторами отдаляется перспектива иметь хороший инструмент противодействия мошенникам.

В тоже время, отметил А. Сычев, на сегодняшний день уже преодолены определенные разногласия с телеком-операторами. Проект закона уже есть и в ЦБ надеются, что до конца 2018 года инициатива будет принята. Благодаря этому банковское сообщество получит еще один эффективный инструмент взаимодействия с операторами по противодействию фроду.

Источник