Описание

Сотруднику управления кадрами (HR-департамента), службы безопасности и руководителю бизнес-подразделения компании необходимо наладить взаимодействие, чтобы минимизировать риски, связанные с действиями персонала. Но такая работа должна вестись строго в законодательных рамках, иначе провинившиеся, но юридически подкованные сотрудники смогут не только избежать справедливых наказаний, но и обратить конфликт с работодателем в свою пользу.

В рамках комплексной программы будут рассмотрены вопросы построения политики кадровой безопасности на предприятии, соблюдения требований законодательства в кадровой работе, процедуры безопасного приема на работу и увольнения сотрудников, процедуры внутренних проверок и расследований злоупотреблений персонала.

Целевая аудитория

Сотрудники служб безопасности и кадровых служб, руководители компаний и бизнес-подразделений, а также любые частные лица, желающие повысить свою осведомленность в вопросах трудовых споров.

Программа
  • Политика кадровой безопасности. Защита персональных данных сотрудников

    • Виды угроз, исходящих от сотрудников компании, варианты их реализации и возможные направления защиты. Противоправные действия сотрудников, ответственность за которые предусмотрена УК РФ, КОАП, ТК РФ и основные способы защиты от них.

    • Порядок взаимодействия HR подразделения, юридического подразделения и Службы безопасности компании по вопросам кадровой безопасности. Взаимодействие Службы безопасности и сотрудников компании. Что эффективней – компромат или взаимопомощь?

    • Превентивные мероприятия по предотвращению противоправных действий со стороны сотрудников компании. Создание стимулов и мотивационных факторов, направленных на усиление лояльности.

    • Инсайдерские угрозы. Защита компании от разглашения сотрудниками конфиденциальной информации. Кражи и хищения, «откаты» и коммерческий подкуп. Что это такое и как с этим бороться.

    • Законодательство РФ о защите персональных данных. Основные требования федерального закона «О персональных данных» и правовых актов регуляторов в части защиты персональных данных.

    • Организационные, правовые и технические требования по обработке персональных данных. Алгоритмы и пошаговые действия компании по выполнению требований законодательства в области обработки персональных данных.

    • Государственный контроль обработки персональных данных в компаниях. Административный регламент государственной функции. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю. Психологические приемы общения с проверяющими органами.

  • Прием и увольнение персонала с позиции безопасности.

    • Процедуры приема на работу, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Оформление трудового договора. Какие причины могут служить основанием для отказа в приеме на работу?

    • Проверка персонала при приеме на работу. Какая информация собирается о кандидате. Сбор и анализ информации о физическом лице по методу SMICE. Порядок анализа резюме. На что обращать внимание при изучении трудовой книжки, дипломов, характеристик и иных официальных документов. Анкеты для кандидатов на работу.

    • Официальные источники по сбору информации о кандидатах на работу. Информационные ресурсы ФМС РФ, ФНС РФ, ФССП РФ и иных государственных органов. Использование информационных ресурсов Интернет для сбора информации о кандидате на работу в компанию. Получение информации о физическом лице с использованием поисковых систем, социальных сетей, баз данных, годовых отчетов акционерных обществ и иных источников.

    • Правила проведения индивидуальных бесед с кандидатами на работу. Формирование психологических портретов. Психологические особенности кандидатов, представляющие опасность для компании. Использование различных ролевых игр для моделирования поведения человека в различных ситуациях.

    • «Растровые признаки опасности» у кандидата на работу. На что обратить внимание в «проверочных мероприятиях». Формирование модели потенциального правонарушителя, применительно к различным должностям. Анализ графологии при приеме на работу.

    • «Оперативная психология». Анализ личности человека и формирование моделей его поведения. Методы выявления лжи в процессе коммуникаций (профайлинг). Анализ языка тела. Манипуляции в общении и технологии убеждения.

    • Нормы Трудового кодекса, регламентирующие увольнение сотрудников. Общие основания прекращения трудового договора. Позиции судов при рассмотрении трудовых споров об увольнении. Обзор судебной практики. Какие статьи увольнения практически не оспариваются в судах? Методы, применяемые адвокатами для защиты своих клиентов в трудовых спорах.

    • Порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц компании по вопросам увольнения персонала. Определение методов увольнения применительно к различным должностям. Расставание с сотрудником, который может представлять опасность при увольнении (топы, ИТ-специалисты, бухгалтеры, лица, имеющие доступ к коммерческой тайне и т.д.). Увольнение как компромисс между работником и работодателем;

    • Как расстаться с непрофессионалами? Испытание как способ оценки квалификации. Увольнение сотрудника не прошедшего испытания. Правила работы аттестационных комиссий для подтверждения квалификации.

    • Сокращение штатов или изменение условий трудового договора как способ избавиться от ненужных сотрудников. Процедуры применения на практике.

    • Как уволить сотрудника, к которому утрачено доверие? Особенности увольнения материально ответственных лиц. Процедуры проведения инвентаризации имущества и иных активов.

    • Право работодателя на увольнение сотрудника из-за неоднократного неисполнения им трудовых обязанностей или за однократное грубое нарушение. Особенности использования этого права и процессуальные нормы, которые должны при этом соблюдаться.

    • Профсоюзы как элемент защиты сотрудника при увольнении. Как убедить профсоюз согласовать процедуры увольнения. Способы достижения лояльности членов профсоюза по отношению к работодателю.

  • Методика проведения внутренних расследований (проверок) в отношении сотрудников

    • Что такое внутреннее расследование (проверка) и в каких случаях она проводится? Законодательство Российской Федерации и локальные акты компании по правам и процедурам проведения внутреннего расследования (проверки);

    • Основания для проведения внутреннего расследования (проверки). Документальное оформление работодателем своего решения о ее проведении. Составление матрицы проведения внутреннего расследования (проверки).

    • Особенности проведения внутреннего расследования (проверки) по наиболее характерным противоправным действиям сотрудников компании (хищение, коммерческий подкуп, мошенничество, разглашение информации, увод клиентов и т.д.).

    • Финансовые расследования и проверки в договорной работе компании. Что такое Forensic accounting (форензик)? Аудит регламентов осуществления гражданско-правовых отношений. Методы выявления признаков аффилированности сотрудников с компаниями-контрагентами.

    • Порядок взаимодействия подразделения и должностных лиц компании в процессе проведения внутреннего расследования (проверки). Процессуальные нормы, которые должны выполняться в процессе проведения внутреннего расследования (проверки).

    • Использование полиграфа (детектора лжи) при проведении внутреннего расследования (проверки). Контактный или бесконтактный полиграф, что лучше? Правовая и организационная сторона вопроса. Можно ли обмануть полиграф?

    • Возможность использования информации из технических средств охраны (видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом в компанию и т.д.) или ИТ систем в процессе проведения внутреннего расследования (проверки).

    • Применение методов психозондирования при расследовании противоправных действий.

    • Взаимодействие с государственными правоохранительными органами при расследовании противоправных действий сотрудников.

    • Целесообразность использования детективного агентства в процессе проведения внутреннего расследования (проверки). Возможность легализации информации, полученной через детектива. Оформление гражданско-правового договора с детективом.

    • Документальное оформление результатов внутреннего расследования (проверки). Возможность использования результатов в качестве доказательства вины сотрудника. Формирование и процедуры хранения номенклатурных дел с результатами внутреннего расследования (проверки).

    • Особенности документального оформления результатов внутреннего расследования (проверки) в случае их представления суду либо государственному органу, наделенному правом привлекать к административной или гражданско-правовой ответственности.

    • Процедуры расследования несчастных случаев в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Несчастные случаи, подлежащие расследованию. Обязанности работодателя при несчастном случае. Порядок извещения, назначения комиссий и расследований. Сроки проведения и порядок оформления материалов расследования несчастных случаев.

  • Психологические основы обеспечения кадровой безопасности

    • Разработка эффективных психологических методов отбора и проверки персонала.

    • Приемы визуальной и аудиальной психодиагностики кандидата. Проективные методы проверки кандидата. Изучение биографии кандидата для получения и проверки информации о кандидате.

    • Техники определения неискренности в процессе собеседования. Рекомендации для поимки лжеца.

    • Методы изучения скрытых мотивов поведения кандидата.

    • С методики для выявления: зависимостей (наркотической, алкогольной, от азартных игр);·  определенных личностных черт — конфликтности, агрессивности, импульсивности; направленности личности; стрессоустойчивости.

    • Раннее выявление деструктивных процессов социально-психологической природы угрожающих единству и безопасности фирмы.

    • Методики для определения уровня удовлетворенности и лояльности сотрудников. Проективные вопросы.

    • Изучении психологических особенностей партнеров и конкурентов по бизнесу и организация взаимодействия с ними.

    • Разработка тактики ведения переговоров (в том числе статусных и жестких)

    • Разработка психологических методов противодействия негативному воздействию на персонал фирмы со стороны факторов внешней угрозы.

    • Техники управления эмоциями. Техники урегулирования конфликтов. Техники выхода из агрессивных контактов