Описание
Исходя из требований антикоррупционного законодательства организации, осуществляющие эти закупки, обязаны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов. Бизнес-процессы,связанные с закупками, являются одними из самых коррупционноемких процессов и при любомантикоррупционном аудите на них в первую очередь обращают внимание. Любой конфликт интересов предполагает личную выгоду, заинтересованность и аффилированность между участником закупки и должностным лицом организации. Всегда возникали сложности с выявлением и доказыванием этой личной выгоды, так как и безопасники, и аудиторы и иные должностные лица предприятия не наделены правом проводить какие либо оперативно-розыскные мероприятия и весь сбор и анализ информации осуществлять только с согласия лица, по которому эта информация собирается. Кроме того, существуют еще и иное законодательство, ограничивающее информационно-аналитическую работу в этом направлении. Например, законодательство об обработке персональных данных. Данный семинар основан на методических рекомендациях Минтруда РФ по проведению в органах и организациях, осуществляющих закупки в соответствии с федеральными законами No 44-ФЗ и No 223-ФЗ работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников (служащих) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Об этом и о многом другом будет идти разговор на семинаре. Обращаю внимание, что в соответствии с Национальным планом по противодействию коррупции на 2021-2024 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2021 No 478, работники многих организаций (например, с государственным участием, работающих с государственными органами или на бюджетные деньги) должны регулярно проходить обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции. О пройденном обучении необходимо будет ежегодно отчитываться. Участникам семинара также будет предоставлено авторское методическое пособие по корпоративной безопасности, а также информационные материалы с нормативной базой, методиками, алгоритмами действий, шаблонами локальных правовых актов по тематике семинара.
Целевая аудитория


• Директора предприятий, руководители подразделений и бизнес единиц;

• Заместители руководителей предприятий по безопасности, директора по безопасности;

• Работники подразделений безопасности (экономической безопасности);

• Специалисты контрольно-ревизионных подразделений и аудита;

• Маркетологи;

• Комплаенс менеджеры;

• Работники, участвующие в закупочной деятельности;

• Члены конкурсных комиссий и специалисты, организующие закупочные процедуры;

• Работники подразделений внутреннего аудита;

• Корпоративные юристы;

• Специалисты по HR и HR безопасности;

• Работники, занимающие должности с повышенными коррупционными рисками;

• Лица, впервые принятые на работу в организацию и замещающие должности, связанные с
соблюдением антикоррупционных стандартов

Программа
    • Основные требования и положения антикоррупционного законодательства РФ и Национального
      плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2021 No 478;

    • Антикоррупционные требования в закупках. Общие принципы осуществления закупочной деятельности, исходя из требований Гражданского кодекса РФ, федеральных законов No 44-ФЗ, No 223-ФЗ и иных нормативных правовых актов;

    • Понятие «конфликт интересов» в антикоррупционном и ином законодательстве. Виды конфликтов интересов в закупках. Обязанность организаций, осуществляющих закупки, принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

    • Понятие «личная заинтересованность» и «выгодоприобретатель» в антикоррупционном законодательстве. Личная заинтересованность как обязательный критерий конфликта интересов. Виды и формы личной заинтересованности в закупках;

    • Понятие "лица, находящиеся в близком родстве или свойстве", "иные близкие отношения", содержащихся в ФЗ "О противодействии коррупции" и применяемые при оценке ситуации, попадающей под понятие конфликт интересов;

    • Основные требования методических рекомендаций Минтруда РФ по проведению в органах и
      организациях, осуществляющих закупки в соответствии с федеральными законами No 44-ФЗ и No 223-ФЗ работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников (служащих) при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов;

    • Перечень должностных лиц, участвующих в закупках на которых антикоррупционным законодательством или локальными правовыми актами организации возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

    • Методика анализа ситуации в закупках, попадающая под понятие «конфликт интересов». Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Применение мер дисциплинарного и иного воздействия к его участникам;

    • Формирование базы типовых ситуаций, содержащих факты личной заинтересованности. Определение признаков наличия личной заинтересованности в сделке;

    • Порядок и регламентация информационно-аналитической работы на предприятии по вычислению лиц, имеющих личную заинтересованность при осуществлении закупок;

    • Права должностных лиц организаций по сбору, накоплению и обработке персональных данных, позволяющих вычислять личную заинтересованность у работников и иных лиц, которая может привести к конфликту интересов;
      Психологические приемы вычисления личной заинтересованности. Использование ролевых игр. Методы выявления лжи в процессе коммуникаций (профайлинг);

    • Прямые и косвенные признаки аффилированности при анализе взаимоотношений с контрагентами;

    • Использование технических средств безопасности для вычисления личной заинтересованности работника в сделке и неофициальных договоренностей с контрагентом;

    • Использование полиграфа (детектора лжи) при проведении внутреннего расследования или проверки. Правовая и организационная сторона использования полиграфа;

    • Процедуры проведения опросов, бесед, интервью и иных способов коммуникации с работниками предприятия для вычисления личной заинтересованности в закупках;

    • Информационно-аналитическая работа в ресурсах Интернет и базах данных. Способы легализации «оперативной» информации;

    • Вычисление личной заинтересованности работника при анализе процедур закупки. Косвенные признаки аффилированности при анализе взаимоотношений с контрагентами;

    • Методика «тайного покупателя» при оценке личной заинтересованности работников и
      объективности ценовой политики при выборе контрагента;

    • Создание системы «обратной связи» на предприятии. Телефоны доверия, горячие линии, беседы с увольняющимися работниками, контакты с несостоявшимися поставщиками и иные способы получения обратной связи;

    • Антикоррупционная экспертиза закупочной документации. Включение антикоррупционных оговорок в трудовые и гражданско-правовые договора. Декларирование принципов добросовестности и законности на уровне учредителей и руководителей предприятия;

    • Формирование процедур предотвращения и урегулирования конфликтов интересов. Положение об урегулировании конфликтов интересов. Декларация о конфликте интересов. Заверение об отсутствии личной заинтересованности в закупке;

    • Организация антикоррупционных процедур в закупочной деятельности. Регламентация бизнес процессов в закупках. Коллегиальность принятия решения. Организация процедур согласования и определение критериев при выборе контрагентов;

    • Проверка контрагентов на предмет аффилированности с работниками предприятия. Процедуры заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

    • Организация комплаенс контроля в закупках. Анализ цен и коммерческих предложений. Введение контрольных процедур при выполнении условий договора и при приеме выполненных работ;

    • Информатизация и цифровизация процессов закупок. Принципы работы Big Data. Применение элементов искусственного интеллекта для предупреждения и урегулирования конфликтов
      интересов;

    • Кадровая политика в отношении работников, участвующих в закупках. Мероприятия при подборе кадров. Мотивация. Формирование команды. Ротация кадров. Разбивание полномочий на
      части;

    • Проведение расследований и внутренних проверок по ситуациям, связанных с конфликтом интересов и наличием личной заинтересованности в сделке. Документарное оформление Результатов. Взаимоотношения с правоохранительными органамииного воздействия к его участникам;